Давно хотел извергнуть, да все как-то не приходилось к случаю.. А тут недавно прочитал слова молодого композитора, про революционность культуры ХХ века, и про то, как дальше развивать музыку. Композитор предлагает увеличивать количество нот в еденицу времени, что-то там - страницу в секунду например.
А я опять вспомнил тот единственный случай, когда я смог по-настоящему почувствовать звучание авангарда. Это был виолончельный концерт Денисова. Вообще Денисов неоднозначный композитор, и мне дорог своей импрессионистской стороной, но это в строну.
Итак, мне захотелось, по-настоящему, послушать его концерт тогда, когда мир вокруг стал серым и безжизненным, все отцветало, а впереди была только беспросветная мгла. Я слушал эти кластеры-нагромождения, и дикие паузы, и взрывы, и эта музыка становилось мне понятна и знакома.
Потом, уже после того как серое налилось красками, я все-равно не мог-таки понять эстетику этой музыки. Даже не понять - принять. Понять-то я понял, а потом и прочел у замечательного Солоухина. Он сказал (кажется, но не дословно, дословно я не помню): "Авангард - это искусство безумия". Мол мир в двадцатом веке так много пережил войн и ужасов, что психика его надоломилась, и появились все эти течения в современной культуре.
А не менее замечательный Гаврилин сказал в свое время: "Искусство сделало кульбит через голову слушателя", и делал все, чтобы его музыка была понятна всем и каждому. Это я уже возвращаюсь к словам молодого композитора. Ну право, зачем страница текста в секунду? Для уха слушателя, это будет подобно умелому (или не очень) вибрато струнника (о чем так же говорил молодой композитор), ухо среднего слушателя не поймет посыла, заключенного в таком дрожании звуков, а чтобы поняло, композиторам надо будет переучиваться на всякие нейроспециальности, и воздействовать на мозг слушателя, что называется, непосредственно.. Однако, по-мне, это уже совсем другого рода искусство.
А я не хочу дрожать в такт дрожаниям и мерцать заодно с мерцаниями. Я хочу наслаждаться половинками и целыми, которые сжимают легонько так и бережно что-то в груди, но от этого не становится труднее дышать, а наоборот, возникает чувство будто тело напиталось свежайшим кислородом и стало легче. Оттого и ищу я молодых композиторов, чья музыка не застявляла бы терять связь с реальностью, не ввергала бы в переживания ужасов войны, а подхватывала бы и несла мощной и бережной волной. Да только боюсь, со смертью Гаврилина эта эпоха закончилась если и не на всегда, то на значительный срок.

Пару слов хочу сказать и о современной мелодической музыке. Все-таки многим людям тяжело сопереживать кластерам, и подстраивать свои альфа бета и гамма ритмы под мерцания и дрожания. Они хотят обратить свои взоры на великих. Да вот беда, сколько я не слушал (впрочем не очень, все же, много), а от внешнего хаоса избавиться не удается. Подчеркну, не от грусти, не от хандры, а от чего-то чужеродного. Грусть и хандра есть в музыке Чайковского, к примеру. Но его тексты созидательны по своей внутренней сути, они обращены к свету. Чтобы с тобой не происходило, послушав по мрачному настроению музыку Чайковского не захочешь схватиться за нож и идти резать себе что-нибудь немедленно. А в современной музыке безысходность хаоса повсюду.

Но есть еще, слава Богу, старые потрепанные книги. Возьмешь первый томик ХТК, откроешь на первой странице: до-ми соль-до ми-соль-до-ми, до-ми .. за окном тихонько кружатся листья, им вторят звезды высоко в глубине.. собирается сонная зима..

@музыка: ХТК, прелюдии и фуги

Комментарии
15.10.2009 в 11:53

послушайте, вдруг понравится:
www.box.net/shared/3g23bw8cok

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail